![]() |
![]() |
|
|
![]() СИМВОЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ МЕДИАБИЗНЕСА |
Владислав РЯШИН, главный продюсер компании Star Media: «Мата Хари» даст нам выход на международные рынки
Ваш бизнес достаточно диверсифицирован. Так ли это? Да, действительно, мы работаем в самых разнообразных жанрах: снимаем кинофильмы, телесериалы, докудрамы, анимацию, теленовеллы и телевизионные форматы. Нашим стратегическим направлением всегда считались прайм-тайм-сериалы, многосерийное кино. Ежегодно на российских каналах появляется до 10–15 действительно хороших работ, среди которых, конечно, и наши проекты. Производство полнометражных фильмов мы начали развивать в 2007–2008 годах. Ближайшая премьера – это экранизация повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», которую уже 30 апреля можно увидеть во всех кинотеатрах страны. Вы получили ТЭФИ за докудраму «Романовы». Это пока экспериментальный жанр, который каждый из создателей видит совершенно по-своему. Это сочетание элементов и игрового, и документального кино, компьютерной графики и анимации. Мы долго искали ходы, которые бы сделали повествование и информативным, и интересным, и актуальным для современного зрителя. Фильм должен сочетать в себе исторические факты, которые ни в коем случае нельзя искажать, и художественную условность, которая поможет зрителю полностью погрузиться в атмосферу той эпохи. Этот жанр диктует определенный подход. И если в сериалах мы стремимся привлечь хороших медийных артистов, то в докудрамах считаем правильным работать исключительно с неизвестными актерами. Мы всегда ищем артистов, которые были бы максимально похожи на исторических прототипов, но не ассоциировались бы со знаменитостями. Как только на экране появляется знакомое лицо, у зрителя складывается подсознательное ощущение, что перед ним актер, играющий исторического персонажа. Следовательно, аудитория сразу же начинает сравнивать артиста с его героем, а все ассоциации в таком жанре нежелательны. Мы же стремимся создать образную иллюстрацию, которая будет восприниматься как взгляд «изнутри» на описываемую эпоху или события. Например, еще в «Романовых» мы в какой-то момент поняли, что ни в коем случае нельзя давать героям говорить. Для этого тоже есть свои причины. Любой язык меняется, и никто досконально не знает, как говорили люди, допустим, 300 лет назад. Есть предположения, но риск сделать фактическую ошибку очень велик. Еще одно направление нашей работы – телевизионные программы, и сейчас мы развиваем его на телевизионном рынке Украины. Сделали там несколько успешных проектов, включая такие хиты, как «Танцы со звездами», «Умнее ли ты пятиклассника» и нашу собственную разработку – глобальное танцевальное шоу «Майданс», впоследствии успешный формат «GoDance!». Сейчас он продан в такие страны, как Норвегия, Франция, Китай, Азербайджан и США. В России проект вышел под названием «Большие танцы», но был в эфире всего один сезон. И сейчас в России мы пока отложили идею дальнейшего развития в этом направлении. Почему не получилось в России? Все зависит от людей и того внимания, которое ты сам как продюсер уделяешь этому направлению. У каждого успешного проекта есть свой драйвер в продюсерской команде, который вовлечен, увлечен, находится глубоко внутри проекта и активно им живет. В нашей украинской команде такой человек есть, а здесь пока не нашли. В создании развлекательных форматов наша украинская команда получила больший опыт, имя и вотум доверия. В России такая же мощная команда сложилась вокруг «Красного квадрата» и еще нескольких продакшн-компаний. Но «полный метр» с кинотеатральной дистрибуцией у вас получился? Мы пробовали лихо заскочить на этот рынок с комедией «О, счастливчик» и триллером «Прячься», но все прошло не так гладко, как хотелось бы. Первый задержался в производстве и в прокат вышел менее актуальным, чем должен был. Во втором случае мы перемудрили с психологической составляющей, фильм получился мрачноватым, из-за чего российские прокатчики отнеслись к нему настороженно. Хотя за рубежом его приняли: мы получили приз на фестивале в Хьюстоне, а в Лос-Анжелесе продали право на англоязычный ремейк. После двух первых проектов не спеша анализировали рынок и готовились к новому выходу в этом направлении. Мы поняли, что нам нужно кооперироваться с партнерами из-за сложности проката в России, и заходить в проекты, в которых государственная поддержка частично снизила бы риски. Дополнительно анализировали исторические и современные сюжеты, искали интересные истории, заказчиков и партнеров-прокатчиков, продюсеров. В итоге совместно с Ренатом ДАВЛЕТЬЯРОВЫМ и его компаниями «Интерфест» и «Реал-Дакота» реализовали новую экранизацию повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Надо отдать должное и продюсеру Сергею ФИКСУ, который подтолкнул меня к этой идее. Премьера пройдет 24 апреля в Москве, в широкий прокат к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне картина выходит 30 апреля. В копродакшне с компанией «Централ Партнершип» мы запустили в производство полнометражный мультфильм «Бременские разбойники» по сказке «Бременские музыканты». Надеемся, что он выйдет в прокат во 2-й половине 2016 года. Параллельно уже пишем сценарий о новых приключениях наших «Разбойников». Эти проекты не являются ремейками существующих шедевров, это самостоятельные истории, опирающиеся на оригинальные произведения. Обе работы поддержал Фонд кино. А в случае с картиной «А зори здесь тихие…» поддержку нам оказали «Первый канал» и Военно-историческое общество. Картину оценило и государство – Министерство культуры включило ее в перечень проектов социальной и культурной значимости в рамках официального празднования 70-летия Победы. Также мы купили права на экранизацию исторического фэнтези «Сердце Пармы» Алексея Иванова, автора знаменитого произведения «Географ глобус пропил». Сергей БОДРОВ приступил к написанию синопсиса, и у нас уже есть некое видение будущего фильма. Также мы приобрели права на экранизацию «Одиночества в Сети» польского автора Януша Вишневского. Здесь мы видим потенциал для полноценного международного копродакшна. Совместно с «Первым каналом» снят сериал «Чарли» – формат комедийного телесериала «Уилфред», где в главной роли Максим Аверин. Но в эфире он появится после предваряющего фильма в кинотеатрах – это наше с каналом совместное решение. Поэтому сейчас пишем полнометражный приквелл к сериалу. Перейдя к сериалам, хочу отметить, что совместно с «Первым каналом» продолжается производство 12-серийной биографической драмы «Мата Хари» с французской актрисой Ваиной Джоканте в главной роли. Сейчас закончился португальский блок съемок. В картине задействованы португальские, испанские, французские, американские, голландские, российские и украинские звезды: Джон Малкович, Кристофер Ламберт, Кевин Костнер, Максим Матвеев, Алексей Гуськов, Ксения Раппопорт, Виктория Исакова, Светлана Ходченкова, Рутгер Хауэр и другие. Состав съемочной группы тоже международный. Задумка реализовать полноценный международный проект появилась еще на этапе создания сценария, тогда и было решено сделать проект на английском. При международной дистрибуции проекта мы делаем ставку на все страны Европы и США. В общем, попытаемся охватить весь мир. Сейчас компания готовится к российскому блоку съемок, который должен запуститься с мая 2015 года в Санкт-Петербурге. Бюджет у такого проекта должен быть большой... Да, это так. Международная компания Red Arrow хочет стать его международным дистрибутором. У нее хорошие ожидания, дающие нам надежду на то, что наши затраты окупятся. Любой проект – это всегда риски, и, чтобы их минимизировать в случае с «Мата Хари», проводили исследования, давали изучать сценарий нашим и зарубежным экспертам на английском и русском языках. Мы учли их мнения. И надеемся, что усилия будут оправданы. Подобное разнообразие форматов – правильная стратегия? Обычно продакшн-студии имеют узкую специализацию. Кризис сильно повлиял на телевизионно-рекламный рынок, который напрямую связан с рынком контента. Изменились бюджеты каналов, что отражается в первую очередь на величине затрат, которые они готовы вложить в закупку контента или его производство. Это говорит о том, что нам необходимо диверсифицировать наши усилия в разные жанры, в том числе реализовывать полнометражные проекты – причем как кино-, так и мультипликационные, идти в интернет. Но в киноиндустрии тоже кризис. Только отчасти. Но для нас это другой рынок и другой плательщик – не телевидение, а непосредственно кинозрители через дистрибьюторов. Есть ли у вас проекты в интернете? Уже два года мы развиваем наш канал на YouTube. У него более 240 тысяч подписчиков. Он уверенно окупает себя и ту команду, которая над ним работает. Мы являемся официальными партнерами YouTube и сотрудничаем по рекламной модели монетизации. У них очень прозрачные аукционы по продаже рекламного времени: мы всегда знаем, как наш тот или иной контент зарабатывает. Недавно запустили еще два канала: Star Media English, где размещаются англоязычные версии наших фильмов, и Star Media Kids – детский проект. Для него мы подбираем агрегированный продукт наших партнеров и готовим свой: «Сказки в красках», мастер-классы для детей и родителей. Это проект с долгосрочной перспективой, сразу и сегодня доходов от него не ждем, а вот через пять лет ситуация изменится кардинально. К сожалению, российские социальные сети, а также поисковики пока не могут или не хотят научиться работать с правообладателями качественно, прозрачно и взаимовыгодно. Возможно ли в России введение платы за контент? В мире продажа контента в интернет – давно сложившийся бизнес, поэтому и борьба с пиратами столь активна. В России антипиратские действия еще только набирают обороты, и здесь мы стали одними из первых. Два года назад мы и не предполагали, что уже сейчас будем иметь по 12 млн просмотров нашего видео в месяц. Это приносит еще небольшие, но уже ощутимые доходы. В этом году мы планируем получить до 18–20 млн рублей от нашего сотрудничества с YouTube. Но если мейджоры не берут деньги за просмотр, то не развращают ли они пользователей? Нет, потому что используется рекламная модель монетизации, контент не бесплатно раздается. Тип монетизации выбирается в зависимости от ментальности общества, уровня его развития и экономического состояния. В США общество более зажиточно и готово платить, но в России привычнее получать контент даром, и эту привычку населения якобы поддерживают пираты. На самом деле они используют ту же самую рекламную модель, но обогащаются за счет воровства чужих проектов и наводнения их своей рекламой. Но и введение глобальной лицензии также недопустимо: она грозит немедленной смертью всему рынку. Действующий антипиратский закон работает много лучше. Уже обсуждается блокировка всего сайта за систематические нарушения. Сильнее всего это ударит по торрентам. У нас в компании создан отдельный департамент по защите контента в интернете. Мы разработали собственное программное обеспечение, которое предназначено для поиска и удаления нелегального видео в сети. Поиск происходит автоматически с помощью метаданных контента по заданным порталам – мы охватываем Топ-200 пиратских порталов. Антипиратский модуль уже показал свою высокую эффективность в борьбе с незаконно размещенными нашими проектами. Письма с требованием удалить наш контент автоматически отправляются по адресатам, после чего проверяем, убран он или нет. В противном случае информация приходит нашим юристам, которые подают обеспечительные меры в Мосгорсуд. И это работает. Автоматизирование процессов заставило известных нам нарушителей не связываться с нами. Тем более что мы даем им право использовать встроенный плеер YouTube на своем сайте. С ним пользователь заходит, в принципе, на пиратский видеохостинг, но смотрит там фильм с нашей монетизацией. На данный момент интернет сильно недооценен мейджорами в России, и не все видят его преимущества, достоинства и потенциал. Мы их увидели в том, что Google и YouTube доступны во всем мире, следовательно, и наш контент может смотреть русскоязычная аудитория всех стран. Конечно, 50% просмотров на нашем интернет-канале идет с территории РФ, но их доля доходов – только 25–30%. Меньше показов в странах СНГ, Европы, США, Израиля. Но доля доходов от них наибольшая у США: 5% просмотров дают 20% от всей монетизации. В США высокий CPM – плата за тысячу показов рекламы. Следом идут Великобритания и Германия. Все вместе они приносят в 1,5 раза больше дохода, чем Россия. Наш рынок интернет-рекламы растет, но на сегодняшний день он находится не в лучшей форме. Его восстановление обязательно произойдет, и мы получим еще больший рост. В ожидании этого уже сейчас развиваем производство разножанрового контента специально для интернета. Верна ли идея создания единого in-house продакшн для каналов? Весь мировой опыт показывает, что производство должно быть независимым от каналов. Я пять лет возглавлял телеканал «Интер» в Украине. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что, чем больше заказов канал отдает in-house, тем больше возрастают издержки, снижается конкуренция и поток иных предложений. В результате исчезает здоровое соревнование между продакшнами. Это неправильно для канала, учитывая, в какой конкуренции он находится. Собственное производство нужно, но в конкурентной среде: игроки обязательно должны взаимодействовать с остальным рынком. Только так можно избежать завышения цен и продолжить борьбу за качество. Конкуренция все расставит по своим местам. Что вы сами любите смотреть? На каналах смотрю премьеры и слежу за успехами своих коллег. Также просматриваю и американские хиты: «Во все тяжкие», «Менталист», «Карточный домик». «Игра Престолов» пока не пошла. Очень понравились «Родина» и «Поломанные кепки». Из фильмов давно привлекла внимание картина «Грани будущего». Недавно посмотрел «Одержимость» – очень понравилось. Каких российских продюсеров вы бы выделили? Индустрия активно развивается, профессионализм и качество продукта растет. Я не могу не радоваться успехам своих коллег, среди которых Сергей СЕЛЬЯНОВ, Дмитрий РУДОВСКИЙ, Федор БОНДАРЧУК, Ренат ДАВЛЕТЬЯРОВ, Тимур ВАЙНШТЕЙН, Александр АКОПОВ, Юрий САПРОНОВ, Анатолий МАКСИМОВ, Александр ЦЕКАЛО, Валентин ОПАЛЕВ, Рубен ДИШДИШЯН, Эдуард ИЛОЯН, Артур ДЖАНИБЕКЯН и другие. Отрадно то, что огромное количество проектов делаются совместно с главными телеканалами страны и в тандеме с их продюсерами. Это позитивно отражается как на качестве контента, так и на развитии отрасли в целом. « вернуться |
Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф.218 Для корреспонденции: 141014, г.Мытищи-14, а/я 34 |
![]() e-mail: mmr2020@corpmedia.ru |