|
|
СИМВОЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ МЕДИАБИЗНЕСА |
Слово редактора... Коллеги, рад встрече! Вы в курсе, что структура медиарынка меняется в сторону полного контроля со стороны государства. Доминируют государственные СМИ с долей 80 %. Осталось 20 % частных, так называемые неза- висимые средства массовой информации. Эйфория 1990-х от передачи СМИ в частную собственность и свободы слова прошла, и у государства наступило отрезвление. А с ним и желание обуздать информацию. Начался обратный отсчет. Сегодня государство владеет такими медиаресурсами, как Первый канал, ВГТРК, «Российская газета»… Я думаю, что именно для усиления контроля в 2010 году иностран- цам запретили владеть крупными стратегическими СМИ России. Помните, в 2011 году Лаграндж пришлось выставить Европейскую медиагруппу на продажу. А приобрел ее Сибирский Деловой Союз, крупный поставщик угля. Вероятно, быть владельцем СМИ сегодня в России рискованно, бизнес очень зависим от государства. Поэтому частники, для которых медиабизнес непрофильный, не хотят вкладывать в него, а по возможности избавляются от этой «напасти» (вспомним ситуацию с сайтами Openspace, Большой город). Инвесторам не нужен политический риск. Но если интернет-проекты можно закрыть, то с авторитетными СМИ так не поступишь, тем более с оппозиционным окрасом. Зато можно сменить руководящий состав, что и сделал Алишер Усманов в ИД «Коммерсантъ» в прошлом году, в канун выборов Госдумы и Президента. Чтобы газета не навредила его основному бизнесу. В правозащитной организации Freedom House уверены, что телевидение, радио и печатные СМИ находятся почти под полным контролем российских властей. Я думаю, они не далеки от истины. По сути, сегодня на ТВ-рынке России осталось два крупных игрока – государство и прогосударственная «империя» Юрия КОВАЛЬЧУКА, владельца «Национальной Медиа Группы» (НМГ). В собственности акционера не только крупнейший банк страны, страховая группа, промышленные предприятия, но и 3 федеральных канала! Он владеет 25 % акций «Первого канала», 72,4 % «Пятого канала», 68 % РЕН ТВ, более 25 % акций «СТС Медиа», 73,2 % газеты «Известия». Ему полностью принадлежит радиостанция «Русская Служба Новостей». То, что именно ТВ первым попало под жесткий контроль государства, меня не удивляет, это самое популярное медиа, с самым большим охватом аудитории. А как только начал расти интернет, власти и на него стали искать управу в виде блокировки сайтов, антипиратского закона и других инициатив, порой абсурдных, например, о введении наказания за шутки в интернете. На мой взгляд, контроль усиливается и кадровой политикой. Посмотрите, сколько в медиа пришло специалистов из области рекламы и PR! Это те, кто вел избирательные кампании или работал с крупными госструктурами. Сергей МИХАЙЛОВ, владелец агентства «Михайлов и партнеры», а с прошлого года – гендиректор ИТАР- ТАСС. Назначение не случайное: МИХАЙЛОВ несколько лет проработал в ОАО «РЖД» советником президента, членом правления компании, руководил департамента по связям с общественностью, корпоративным коммуникациям. Не случайно и появление в должности гендиректора «СТС Медиа» Юлианы СЛАЩЕВОЙ, президента этого же агентства. Среди ее клиентов – бизнесмен Михаил Прохоров, «Ренессанс Капитал», Банк Россия, «Роснано», «Аэрофлот» и другие. В высшие органы власти тоже приходят из PR. Например, министр культуры РФ Владимир Мединский – бывший руководитель PR-агентства «Корпорация «Я», депутат Госдумы IV и V созывов, член Высшего совета партии «Единая Россия». Бывают ситуации при которых необходима помощь квалифицированного юриста. Крупная компания оказывает юридические услуги Москва на протяжении многих лет. Обладая огромным опытом и штатом специалистов, компания предоставляет качественные услуги на оптимальных условиях. Очевидно, что акционеры с непрофильными активами в виде СМИ стараются усилить контроль над ними с помощью «своих» людей. Иначе почему Бориса ПОДОЛЬСКОГО отправляют в отставку, при том, что «СТС Медиа» финансово успешен (за 2012 год выручка холдинга составила 24,4 млрд руб., за 1 квартал этого года она выросла на 2 %). Когда ужесточается контроль над СМИ – растет недоверие к российскому медиарынку. Не потому ли иностранные бизнесмены стали «сбрасывать» российские медиа- активы? Вот уже люксембургский медиахолдинг RTL Group продает 7,5 % акций «Национальной Медиа Группы», которые получил в 2011 году в обмен на 30 % акций РЕН-ТВ… Кстати, «СТС Медиа» был первой «ласточкой» на постсоветском пространстве, который в 2006 году вышел на Нью-Йоркскую биржу (IPO) и стал одним из самых крупных по капитализации в Центральной и Восточной Европе. И одним из крупнейших в Европе. Смею верить, что и в дальнейшем он будет эффективно управляться, ведь процесс огосударствления – тренд не сегодняшнего дня, а последнего десятилетия, и наш рынок в лице основных игроков успешно адаптировался к сложившимся реалиям и готов к последующим шагам власти. « вернуться |
Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф.218 Для корреспонденции: 141014, г.Мытищи-14, а/я 34 |
Тел./факс: (495) 741 49 20/ 05/06 e-mail: mmr2020@corpmedia.ru |