|
|
СИМВОЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ МЕДИАБИЗНЕСА |
Главное достижение – лидерство в отрасли и неиссякаемый творческий порыв Одному из отечественных радиохолдингов ГПМ Радио в октябре исполнилось 15 лет, «Авторадио» в текущем году отметило 25-летний юбилей. О буднях и праздниках радиохолдинга «Новостям СМИ» рассказал в интервью Юрий Костин, генеральный директор ГПМ Радио. – В апреле «Авторадио» отметило концертом в Crocus City Hall своё 25-летие. Коллектив журнала «Новости СМИ» поздравляет вас с юбилеем. Принято в такие даты говорить о результатах и достижениях. Какие результаты показала корпорация за это время, каких достижений удалось достичь коллективным путем? – Спасибо! Безусловно, главное достижение – лидерство в отрасли и неиссякаемый творческий порыв. В октябре исполнилось15 лет ГПМ Радио (до 2016 года – ВКПМ – прим. редакции), и я помню хорошо, как все это создавалось, можно сказать, с чистого листа, потому что в России до того момента радиохолдингов отечественного производства не было. «Авторадио», отмечающее в этом году 25 лет, номер один уже девятый год на самом большом рынке радио России, мы создали полноценные, отлично функционирующие и хорошо управляемые филиалы в восьми городах–миллионниках. Радиостанции холдинга звучат на всей территории РФ, в странах СНГ и в ряде стран дальнего зарубежья. В зону уверенного приема эфира радиостанций ГПМ Радио только в России попадают более 6500 городов и населенных пунктов. – Вы стоите у руля компании уже более 9 лет. Изменилась ли концепция компании за это время, и каким принципам следует холдинг ГПМ Радио? –Концепция такова: мы хотим сделать мир лучше и добрее. Кстати говоря, это соответствует тому, что пару лет назад заявлял Дмитрий Чернышенко, генеральный директор «Газпром-медиа», на стратегической сессии нашей компании, что меня тогда обрадовало, потому что, с одной стороны, от нас требуется очень жесткое выполнение финансовых показателей, но никто не отменял разумное, доброе, вечное. Мы действительно хотим, чтобы люди каждый день получали не только информацию, но и удовольствие от прослушивания наших программ, от посещения наших проектов, таких, как, например, недавно отгремевшая «Дискотека 80-х» или LikeParty. – Со стороны кажется, что успешная корпорация никогда и ни в чем не испытывает сложностей. С какими вызовами и испытаниями приходится сталкиваться? – Сохранение лидерства – сложная задача. И если лидер, например, не спотыкается годами, а идет каждый раз, превосходя себя и достигая успеха, то это в какой-то момент начинает восприниматься как должное. Если же теряются позиции, даже на небольшие проценты, небольшие доли, то это становится заметно сразу, и для лидера это всегда большой удар. Превзойти себя, превзойти свой успех – это сложнее, сложно даже просто его повторить. Движение вперед, создание совершенно новых проектов, которых еще никто не делал, тебя оправдывает. Ты можешь ошибиться, потому что ты пионер. Когда ты идешь заново по тому же пути и совершенствуешь свои проекты, такие, как «Авторадио» или наш знаковый фестиваль «Дискотека 80-х», здесь ошибки быть не должно. Поэтому, как ни странно, каждый следующий проект делается с еще большим трудом и большим напряжением. – С точки зрения медиа, расскажите о преимуществах радио перед другими источниками информации для населения? – Самое главное, что радио не требует полной концентрации – это фоновое прослушивание, которое психологически очень хорошо работает на интересы рекламодателей. Радио – это лучший спутник в дороге, идеальный фон для любых, в общем-то, занятий. Преимущество радио заключается в том, что оно значительно более оперативно, чем все остальные медиа. Радио локально, радио живет интересами своего региона, будь то Москва, Петербург, Екатеринбург, Липецк, Елец или Владивосток. Радио работает непосредственно на то сообщество, которое охватывается его сигналом. И радио могут любить, а ни одно другое медиа, именно как вид СМИ, не любят. Не говорят: я люблю такой-то телеканал. Любят либо ведущего, либо сериал какой-то. А вот «Авторадио» любят. Радио Energy любят. Многие подсели не только на Like FM и Радио Romantika, но и на Relax FM. Есть люди, которые слушают только Relax FM. По поводу Детского Радио я каждый день выслушиваю комплименты. Это абсолютно уникальные форматы, таких других нет на рынке, но секрет прост: они с удовольствием делаются. – Как вы относитесь к конкуренции в сфере радиовещания? Отслеживаете ли вы достижения ваших конкурентов и кого бы назвали наиболее драйвовым конкурентом? – Мне нравятся люди, которые не боятся экспериментировать. Мне нравятся наши радиосообщества, но периоды были разные – от непонимания и незнания людей до какой-то безграничной любви к ним, которая, в общем-то, часто заканчивалась разочарованием. Поэтому, чтобы не разочаровываться, не надо позволять себя сильно очаровывать. Конкуренция существует, и ты никуда от этого не денешься. Ты не можешь полностью дружить с конкурентом, просто не получится, потому что в какой-то момент ваши интересы объективно не совпадут. Но в рамках Российской Академии Радио мы умудряемся уже более десяти лет решать общеиндустриальные вопросы, взаимодействовать, но этому надо учиться постоянно, это взаимодействие надо поддерживать, идти на компромиссы, слушать и слышать. Нельзя просто прийти, пожать друг другу руки и сразу добиться результата. У нас все долго и медленно решается, но все-таки решается, и мы до сих пор едины. Считаю абсолютно драйвовыми всех крупных и не очень крупных игроков. Кто-то живет старыми идеями, кто-то смело выводит на рынок новые форматы, кто-то устал, а в ком-то наоборот – энергия ключом бьёт, а в целом мы – большая российская радиосемья. Всегда интересно, что же такого нового придумают конкуренты. Конкуренция должна сохраниться. Конкуренция рождает качественный продукт, а значит, служит интересам аудитории. – Какие показатели в деятельности отдельно взятой радиостанции вы считаете ключевыми? – Самые главные показатели, безусловно, это показатели слушания радиостанций, системы оценок, состоящие из ежедневных рейтингов, из пятнадцатиминуток, из еженедельных рейтингов, ежемесячных, полугодовых и годовых, а также из так называемых качественных исследований аудитории. Безусловно, таким образом, мы оцениваем эффективность работы эфирных служб и служб продвижения. Показатели финансовые являются ключевыми для каждой радиостанции и для холдинга, потому что мы за них отвечаем перед акционерами, и, собственно, без достижения финансовых показателей не можем развивать бизнес и не можем развивать творческую составляющую, не можем стимулировать людей. В последние годы на радио присутствует стагнация с точки зрения компенсации за труд людей. Не знаю, как насчет других медиа, с телевидением я не буду сравнивать, там очень большая разница между зарплатами звезд и работников бэк-офиса, например, но на радио очень давно не практиковалась конкуренция зарплат, как это было в середине 2000-х. Нужно, чтобы денег на радиорынке стало больше, необходимо инвестировать в творческих сотрудников, потому что фонд оплаты труда для нас является тем же самым контентом, люди его ежедневно создают на каждом участке работы, и им нужен, безусловно, стимул. Что касается самых наших успешных показателей, много чем есть гордиться, холдинг растет, «Авторадио» в Москве номер один уже девятый год, в России в ТОП-3, а во многих городах занимает первое место. Радио Energy за годы своего существования превратилось в серьезнейшего игрока рынка, всего рынка, не только молодежного сегмента. В 2015 году появился Like FM, который, вероятно, можно считать самым успешным стартапом последнего десятилетия. Это действительно удачный продукт. Есть еще такой важный элемент оценки деятельности холдинга – развитие региональной сети. Мы каждый год выигрываем частоты, причем выигрыш никогда не происходит автоматом. Все серьезно готовятся к федеральной конкурсной комиссии, но выигрыш – это еще не все. Требуется много усилий, технических, творческих и немало средств, чтобы начать вещание радиостанции в любом городе. – Чем вы вдохновляетесь в своей работе? – Вдохновляюсь нашими совместными с командой достижениями и тем, что не перевелись друзья, которые искренне радуются за мои победы. – Вас окружают сплошь творческие люди. Радиоведущие довольно быстро становятся звездами, узнаваемыми людьми. Меняет ли популярность характер человека? Да, но ненадолго. Все болеют этой болезнью, у кого-то она быстро проходит, а у кого-то задерживается… Все, даже самые популярные звезды эстрады в какой-то момент проходят этот пик звездной болезни и потом возвращаются в нормальное состояние. Иногда их усталость от известности воспринимается как звездная болезнь. А людям просто трудно постоянно находиться под пристальным вниманием. Еще эти доморощенные папарацци с мобильными телефонами… Звезды видят этот нездоровый ажиотаж, это очень сильно раздражает, вызывает негативную реакцию. От этого возникает ощущение, что они снобы и неприятные люди. На самом деле им хочется побыть одним, без внимания со стороны любопытных. А звездная болезнь проходит, но свойственна она всем без исключения. – Какие требования вы выдвигаете к персоналу? Каким должен быть идеальный сотрудник ГПМ Радио? Он должен знать свою задачу, уважать людей, которые работают на нее же, на общее дело, и очень важный момент – он должен любить то, что делает, и отдаваться этому делу. Ни в коем случае не терять вдохновения. Это про творческих людей. Касательно людей, которые занимаются продажами или техническими вопросами, они должны понимать, что от выполнения ими своих производственных задач зависит кровь нашего бизнеса – эфир. Для них в большей степени требуется дисциплина. – Влияют ли какие-либо внешние факторы на деятельность холдинга? – Влияет все – экономика, политика, внешняя даже. Рекламный бизнес очень чувствителен к настроениям инвесторов. На радиобизнес оказывает влияние развитие технологий, какие-то государственные решения, законодательные инициативы. Сейчас, благодаря Академии Радио, нам удается очень эффективно взаимодействовать с Думой, Роскомнадзором, Министерством связи и даже с ФАС. В процессе взаимодействия вырабатывается наиболее оптимальное решение, учитывающее интересы вещателей и общественности, чтобы потом не пересматривать ни законы, ни какие-то другие нормативные акты. – Станции ГПМ Радио неоднократно становились лауреатами премий «Радиомания», «Брэнд Года/Effie», «Овация». Как вы относитесь к премиям? – Есть премии как часть шоу, когда артиста приглашают выступить, а он соглашается принять участие в концертной части премии, только если он ее получит. Это нормально для продвижения бренда, радиостанции, холдинга или какой-то отдельной компании, которая дает свое название этой премии, но это не премия в прямом понимании слова. Есть премия «Радиохит», которая учреждена Академией Радио в рамках «Радиомании». Там используются данные Mediascope, это объективная реальность, которая показывает, кто является наиболее востребованным артистом в российском радиоэфире. Есть Российская национальная музыкальная премия «Виктория», которая в этом году в четвертый раз прошла в Кремле. Она основывается, скорее, на определенных принципах. Есть большое жюри, которое голосует, эти данные закрыты – так получается тайное и неприкосновенное голосование. Объективное оно или нет в данном случае – понятие условное, абсолютная объективность здесь невозможна, ибо каждый человек, который голосует, имеет свое собственное представление не только о качестве музыкального произведения или видео, но и о человеке, который исполняет (в жюри входят представители шоу-бизнеса, между ними тоже есть соответствующие отношения). Но то, что это сейчас единственный в своем роде инструмент, который наиболее точно показывает картину современного шоу-бизнеса, это правда. Есть хорошие бренды, сильные, «Золотой граммофон», например, премия «Шансон года» и другие. Но может ли вообще где-то, включая Америку, получиться абсолютно беспристрастная форма оценки? Мне кажется, это практически невозможно, даже Grammy считать полностью объективной нельзя. Но стремиться к этому надо. Может быть, именно в России случится такое чудо. Хорошо, что за премией «Виктория» стоят большие, состоявшиеся люди, мои партнеры по Фонду музыки. Репутация для них является важнейшим капиталом. – Спасибо за разговор, желаем от коллектива журнала «Новости СМИ» устойчивых успехов и в последующем 25-летии! « вернуться |
Адрес офиса: Россия, Москва, ул. Правды, дом 24, стр.4, оф.218 Для корреспонденции: 141014, г.Мытищи-14, а/я 34 |
Тел./факс: (495) 741 49 20/ 05/06 e-mail: mmr2020@corpmedia.ru |