- На Ваш взгляд, в последние годы система взаимоотношений собственников СМИ, руководства издательских домов и творческих коллектив редакций стала понятнее и проще или, наоборот, сложнее? Насколько эти взаимоотношения регулирует действующее законодательство и сложившиеся в отрасли правила игры? Давайте вспомним, что называется, историю вопроса. Недавнюю, кстати сказать, историю. Еще 20 лет назад медиабизнеса не было, как и собственников, а были только государственные СМИ, где взаимоотношения между главным редактором и творческим коллективом определялись лишь волей партии и личными человеческими характеристиками. Далее, с ходом перестройки и разрушения социализма, СМИ перешли в коллективную собственность редакций. Взаимоотношения накалились, но вектора не поменяли. Вакантное место партии заняли различные Думы, управы и администрации - те, кто финансировал. Еще через несколько лет, пройдя определенные метаморфозы, акции газет, журналов, телекомпаний и радиостанций сгруппировались у невеликого числа людей, называемых олигархами. Они тоже финансировали СМИ и получали свой фунт мяса в виде лоббирования интересов политических, деловых и вообще всех. К этому времени статус СМИ окончательно определился, как объект бизнеса. Его можно было продать, купить, заложить и прочее. Неизбежно, возник закономерный вопрос: где прибыль, которую должен приносить любой активный инвестиционный проект? И вот тогда взаимоотношения между творческой составляющей (редакцией) и управленцами изменились в корне. СМИ стали не владетелем дум, а нормальным средством производства денег. Соответственно, на первые места в глазах акционеров и инвесторов вышли сейлз-менеджеры, талантливые управленцы. Только очень дальновидные собственники продолжали уделять внимание производителю контента. Собственник получил неограниченные возможности в кадровой политике, в создании и изменении редакционной направленности, в праве «карать и миловать». В рамках гражданского законодательства, естественно. Вот последний пример - «L Offisiel» и увольнение его многолетнего главного редактора Эвелины Хромченко. Собственник решил, что его подчиненный чрезмерно увлекся сторонним проектом и ... защитил свой бизнес - избавился от сотрудника, ставшим, по его мнению, помехой в деятельности журнала. Имеет право. Закон о СМИ в отношении творческой части работников СМИ не делает различий, между редактором рубрики, верстальщиком и курьером. А правила игры, Сложившиеся в отрасли также новизной не отличаются: от «Свято место пусто не бывает» до «Профессионалов не хватает!». С моей точки зрения, взаимодействие между собственниками СМИ, руководством ИД и коллективом должны определяться интересами дела, здравым смыслом и человеческой порядочностью. Тогда выиграют все. - В чем заключается функция медиа-менеджера? Кто этот человек в привычной структуре издательского дома - директор, издатель, главный редактор? Можно ли говорить о медиа-менеджере как о функциональной единице или это некое общее понятие? Медиаменеджер - это управленец в сфере медиа. Он может руководить в медиа различными сегментами и отраслями деятельности: собственно редакцией, отделом продаж, службой распространения или в целом медиахолдингом. Главное, чтобы - управлял. Имел собственное представление о стратегии и тактике ведения медиабизнеса и, разумеется, добивался успехов. - Насколько успех современного медийного проекта зависит от личностей, которые проектом руководят, и насколько - от финансирования и долгосрочного кредитования? Говоря грубее, может ли любой дворник при достаточном количестве денег реализовать успешный медийный проект? Дворник - не может. Легендарная кухарка - тоже не может. Убежден, что успех гарантирован только при единстве трех компонентов: толковом (необязательно гениальном) медиаменеджере, сплоченной команде и инвестиций в достаточном количестве. Все известные и популярные выбирают вклады в банках. Конечно, бывают исключительные случаи в медиапрактике, когда одна творческая личность, чудом сочетающая в себе и недюжинные управленческие способности, может на собственном авторитете, энтузиазме и таланте вытащить проект и заставить инвесторов признать его привлекательным для финансовых вложений. Однако, повторюсь, это исключительные по редкости примеры. Есть в практике медиабизнеса очень успешные проекты, с многолетней историей и огромным потенциалом, которые возглавляют люди, сочетающие яркую творческую составляющую, мощный управленческий опыт и принадлежность к собственникам медиа. Это «КП», во главе с Владимиром Сунгоркиным, это медиахолдинг Арама Габрелянова, ИД «7 дней» под руководством Дмитрия Бирюкова, это холдинг ВКПМ под руководством Александра Варина и многие другие замечательные и уникальные персоны. Но, если говорить о теории, то чаще успеха добиваются команды, вовремя и долгосрочно профинансированные, возглавляемые хорошим профессионалом-управленцем. Если есть баланс между профессионализмом команды, деловым чутьем руководителя и уровнем финансирования - успех практически гарантирован. - Известно, что подавляющее большинство медиа со значительным охватом так или иначе обслуживают или бизнес-интересы владельцев, или запросы власти, или задачи рекламодателей. Возможно ли вообще существование независимых и при этом тиражных СМИ и есть ли в них потребность? Есть такое издание - ЗОЖ. Здоровый образ жизни. Охват огромный. Газета независимая. Абсолютно неангажированное издание. Обслуживает только интересы издателей (зарабатывает деньги) и читателей (дает востребованный контент). Что же касается общественно-политических и деловых изданий, радиостанций и ТВ - там иные законы, иные интересы. В структуре крепкого ИД, желательно с зарубежными учредителями, у такого независимого по контенту издания есть шанс выжить. Его будут «прикрывать» и в финансовом отношении, и в административном. В качестве примера можно привести «Ведомости» ИД IMSM, издания ИД Аксель Шпрингер. Из российских на определенную независимость мышления претендуют «Новая», «Независимая» и еще некоторые. В случае, если издание существует само по себе - шансов на независимость практически нет. - Приведите несколько примеров успешных медиа-проектов последнего времени и, соответственно, успешных медиа-менеджеров? Таких примеров много. Медиабизнес России развивается очень активно - лауреаты Премии «Медиа-менеджер России» тому пример. Берите список лауреатов ММР за любой год - там представлены только успешные проекты, руководимые талантливыми менеджерами. В числе последних проектов радиостанция Бизнес FM, успешный бизнес-проект, созданный талантливыми медиаменеджерами - Дмитрием Солоповым, Егором Альтманом, Купсиным. Уважение вызывает деятельность Романа Петренко, проекты СТС, ТНТ. Сергей Пискарев, возглавляющий ООО «Газпром Медиа» - пример для многих медиа-менеджеров в профессионализме продаж рекламы на ТВ в структуре ОАО «Газпром-медиа». Список героев можно продолжить, выбирайте смело среди лауреатов, не ошибетесь, все оценены рынком по праву. - Чего можно ожидать в ближайшем будущем? Как будет меняться рынок СМИ и, соответственно, что будет происходить с медиа-менеджерами? В ближайшем будущем можно ожидать, прежде всего, увеличения потока информации - в геометрической прогрессии, основанного на новых технологических решениях в сфере медиа, за которыми должна успеть угнаться наша психика, наше восприятие, наши эмоции. Сейчас, конкретно в этот момент развития медиа, происходит процесс возникновения конвергентных медиа. Мы не знаем, как всего только через 5 лет будут выглядеть газеты и журналы, как изменится Интернет и ТВ, на какой платформе и как именно произойдет сращивание различных сегментов медиа. Знаем только, что обязательно произойдет и тогда основной задачей медиаменеджеров станет управление сложными комбинаторными системами. Это потребует иного мышления у медиаменеджера - скорее математического, умеющего видеть многовариативность бизнеса и принимать на себя ответственность за выбор направления информации, формы и методов ее подачи.
Однако, замечу, что фундаментальные основы деятельности медиа - знать и показать: кто, когда, где, зачем и с кем? - останутся неизменными, как и все фундаментальные человеческие чувства. Любопытство, жажда знаний, милосердие, любовь и ненависть, жажда власти, стремление к прекрасному.
Партнёры и спонсоры церемонии вручения: Организаторы: ИД «МедиаХаус» и журнал «Новости СМИ» При поддержке: РАСО, РФР. ГИПП, АКМР, АКАР, АРПП, АНРИ, КМРППП Ген. спонсор after party: Мастер Банк Партнеры Премии: Банк Уралсиб, IQ One, ООО «ЮПМ-Кюммене», радио Бизнес ФМ Спонсоры: Фонд Народная Инициатива, ОАО Агентство «Роспечать», ФГУП Гознак Спонсор after party: Антивирал Ювелир Премии: «Chiffre» Поставщик Премии: «Ладога» Офиц.площадка: ресторан «Tutto Bene» Офиц.площадка after party: «Целеево» Ген. медиапартнер: News OutDoor Медиапартнер: ЗАО «СитиВижн Глобал» Call-центр Премии: Горячие линии Принт-партнер: «Первый Полиграфический комбинат» Типография Премии: «Арбат» Курьер Премии: «ДМ-Прожект» Ген. информационный партнер: ИД «КоммерсантЪ» Деловая газета Премии: Ведомости Мультимедийный Партнер: РИА Новости Инф. Партнеры: радиостанции Эхо Москвы, Mediaguide, РБК Daily, газета Метро, «Шансон ТВ» Телеканал премии: МТРК «Мир» Радиопартнер Премии: РСН Инф. Спонсоры: телеканал «Звезда», ИД «Эксперт», «МедиаИнфо Групп», «Русская мысль», журнал «Телецентр»; радиостанции «Коммерсант ФМ», «Сити ФМ», «Сахалинская группа», «Орфей», «Авторадио», «Континенталь», Радио «Звезда», газета Рупор, радио «Шансон» Инф. поддержка: Public.ru, Media-online.ru, Brainity.ru, OutDoor